Особенности полёта на параплане

Полёт на параплане — вид спорта, в котором состязания проводят с использованием параплана (сверхлегкого (5-7 кг) безмоторного летательного аппарата). Параплан представляет собой крыло из воздухонепроницаемой ткани (скайтекса, гельвенора и т.д.), состоящее из двух оболочек, между которыми натянуты специальные перегородки (невюры), снабженные отверстиями для более равномерного распределения воздуха внутри летательного аппарата.

Через расположенные в передней части конструкции воздухозаборники крыло наполняется воздухом (поскольку сзади и с боков оболочки плотно сшиты), а благодаря невюрам обретает определенную форму (профиль). Это позволяет летательному аппарату совершать длительные перемещения в восходящих потоках воздуха (динамических, образующихся в местах столкновения ветра с препятствиями (например, скалами) и термических, появляющихся в результате нагревания определенного участка земли солнечными лучами).

К нижней части параплана прикрепляется система строп, соединяющая крыло и подвесную систему (подвеску) для пилота, снабженную протектором, принимающим на себя большую часть удара при посадке.

Подобную конструкцию (вначале представлявшую собой парашют-крыло, отличавшийся от обычного парашюта лишь формой) изобрел Стив Снайдер в 1964 году. В 70-х годах прошлого века упомянутое изобретение использовали французские спортсмены-лыжники для ускорения спуска с гор.

Современный вид параплан приобрел лишь через 10 лет — для этого конструкторам пришлось немало поработать не только над изменением формы крыла (из однослойного купола оно превратилось в двухслойную эллипсовидную конструкцию), но и над модификацией системы строп и подвески.

Первые состязания по парапланеризму (чемпионаты Европы и мира) начали проводиться в 80-х годах ХХ века и регулярно проходят в наши дни. Пилоты соревнуются в скорости преодоления дистанции (чаще всего по маршруту длиной 25 км), высоте подъема, продолжительности пребывания в воздухе, дальности полета (до цели, до цели с возвращением, по треугольному маршруту, на открытую дальность — в этом случае пилот сам выбирает направление и траекторию движения).

Существует также акро (воздушная акробатика) — выполнение различных трюков (повороты, петли, «бочки», «горки» и т.д.) в воздухе. Но состязания такого рода проводятся только в странах Европы и Америки.

В России и странах СНГ акро видом спорта не считается, и достижения спортсменов в данной дисциплине не учитываются.